Бизнес-процессы предприятий – основные сегменты деятельности, которые обеспечивают создание добавленной стоимости и реализуемой продукции. Все бизнес-процессы (совокупность бизнес-процессов) должны покрывать все деятельность предприятия.
При выделении бизнес-процессов используются следующие принципы:
1. Предприятие (бизнес) представляет систему последовательно параллельно взаимосвязанных бизнес-процессов. Бизнес-процессы представляют систему последовательно параллельно взаимосвязанных бизнес-задач. Решение бизнес-задач создает продукт (добавленную стоимость).
2. Любой бизнес-процесс, бизнес-задача имеют входной поток используемых ресурсов (материальных, информационных, трудовых и других).
3. Каждый бизнес-процесс, бизнес-задача имеют свои внутренние правила, алгоритмы законы и технологию преобразования входов в выходы.
4. Бизнес-процессы, бизнес-задачи имеют выходной поток.
5. Связи между бизнес-процессами реализуются как связи между бизнес-задачами.
6. Бизнес-процесс имеет систему показателей эффективности (измеряемость бизнес- процесса).
7. Бизнес-процесс протекают во времени.
8. Бизнес-процессы, бизнес-задачи имеют исполнителя, владельца.
9. Каждый бизнес-процесс может состоять из подпроцессов. Понятие бизнес-процесс и подпроцесс определяют лишь отношение их вложенности, но они эквивалентны. В конечном счете, при определении состава бизнес-процессов решается задача определения всех подпроцессов.
10. Бизнес-задачи решаются выполнением множества функций. Бизнес-функция (б/ф) рассматривается как подчиненный элемент по отношению к бизнес-задаче. Результаты выполнения функции не представляют самостоятельной ценности, поэтому она непригодна для совершенствования экономических и производственных показателей деятельности предприятия.
Процессно-задачную технологию управления можно рассматривать как процессно- продуктовую технологию управления продуктами, представляющими ценность в деятельности предприятия.
Количество бизнес-задач существенно меньше количества бизнес-функций, поэтому бизнес-задачи более пригодны в качестве элемента управления.
Выделение бизнес-задач ориентирует будущую ИС на позадачную реализацию. Таким образом, процессно-задачный подход при выделении бизнес-процессов и бизнес- задач использует следующие принципы:
1. Принцип полноты состава бизнес-процессов и бизнес-задач;
2. Принцип детерминированности (определенности) содержания каждого бизнес-процесса и бизнес-задачи;
3. Принцип нормализованности (отсутствие пересечения бизнес-процессов и бизнес-задач);
4. Принцип связанности бизнес-процессов, т.е. наличие у бизнес-процесса не менее одной связи с другими бизнес-процессами;
5. Принцип автономности (логической завершенности бизнес-процессов и бизнес-задач);
6. Принцип ресурсоемкости (использование и потребление ресурсов);
7. Принцип продуктивности (наличия выходного продукта);
8. Принцип динамичности (изменяемость входных ресурсов, внутренних правил, алгоритмов, законов и технологий, а, следовательно, и выходного продукта во времени).
Таким образом, бизнес-процессы предприятия выделяются для всех сегментов деятельности предприятия, и бизнес-задачи определяются по основным продуктам деятельности.
Для выделения бизнес-процессов можно использовать метод прямых и обратных потоков (материальных, информационных).
Модель материальных потоков позволяет выделить одну группу бизнес-процессов, связанных с материальным производством. Модель информационных потоков позволяет выделить другую группу бизнес-процессов, связанных с управленческой деятельностью.