Введение в Проектирование Информационных Систем (ПИС). Основные понятия ИС.

Любое предприятие имеет общую ИС, предназначенную на информационное обеспечение и сопровождение всей деятельности предприятия и создания конечных продуктов. Эта общая ИС реализовывается с использованием различных технологий и носителей информации. Внедрение компьютерных технологий и современных технологий хранения данных не исключает создание, хранение, движение и использование первичных документов – документов общей ИС.

Для общей ИС можно привести два определения:

  1. Общая ИС это система накопления, хранения, обработки, передачи информации в деятельности предприятия.

    Накопление информации из внутренней и внешней среды обеспечивает отражение реального состояния предприятия. Хранение информации обеспечивает движение информации во времени.
    Обработка информации осуществляется с целью анализа и создания новой аналитической информации, используемой для отражения состояния всех сторон деятельности предприятия, для принятия управленческих решений, влияющих на сценарий развития предприятия. Передача информации обеспечивает пространственное движение информации и ее доставку до потребителя. Обработка информации может привести к созданию нового информационного продукта с качественно другими потребительскими свойствами. Эти свойства максимально приближенные для управленческих решений.

    Информационный продукт – это продукт интеллектуальной (математической) обработки информации, имеющий своего потребителя и представляющий ценность для него, обладающий особыми потребительскими свойствами.

    Информационный продукт обладает особыми свойствами:

    • По методам, инструментариям и формам накопления, хранения, обработки, передачи и использования;
    • Потребительские свойства информационного продукта не изменяются от кратности его использования. Поэтому одна из задач общей ИС предприятия - это создание таких информационных продуктов, которые используются с максимальной интенсивностью и, вследствие чего, приводят к снижению себестоимости конечной продукции предприятия.
  2. Общая ИС – это информационная модель функционирования предприятия; система создания, хранения, пространственного, временного движения и использования информационных продуктов; система информационного обеспечения и сопровождения создания конечных продуктов; система информационного обеспечения и взаимодействия процессов и исполнителей.

 

ИС – это часть общей ИС предприятия, реализованная с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Основной задачей ИС является создание информационных продуктов, редставляющих ценность для потребителей. Целью проектирования ИС является документирование технологии создания, хранения, движения, обработки и использования информационных продуктов. С другой стороны, целью проектирования ИС является создания инструментариев:

    • эффективных решений бизнес-задач (БЗ)предприятия;
    • управления бизнес-процессами (БП);
    • эффективного взаимодействия исполнителей бизнес-задач, бизнес-процессов.

Таким образом, ИС максимально должна соответствовать реальным процессам в деятельности предприятия. Существует два подхода к ПИС:

  • Структурный – основан на организационной структуре предприятия. Этот подход облегчает задачу определения функциональных составляющих ИС за счет определенной постановки исполнителей функции структурных единиц. Однако организационная структура не является устойчивой, за короткий период времени может существенно измениться. В результате созданная на этой основе ИС требует больших затрат по текущему сопровождению и модернизации.
  • Процессный – выделяются основные процессы в деятельности предприятия; функционально раскрываются эти процессы, и на обеспечение этих функций создается ИС ( процессно-функциональный подход). Этот подход имеет плюсы за счет ориентированности на реальные процессы, имеющие устойчивый характер (многие бизнес-процессы предприятий не изменяются даже при существенных изменениях рыночных условий и структуры производимой продукции). Кроме того, все процессы имеют временную зависимость, и ориентация ИС на эту зависимость позволяет эффективно управлять сценарием развития предприятия.

 

Этапы жизненного цикла ИС.

  • Предпроектный анализ деятельности предприятия.
    На этом этапе создается так называемое техническое задание, которое раскрывает все основные требования к проектируемой ИС. Эти требования формулируются на основе предпроектных исследований предприятий. Как правило, основные проблемы предприятия ложатся в основу формулируемых проблем с использованием ИС. В зависимости от масштаба предприятия такой этап предпроектного исследования может занимать несколько месяцев (до 1 года). Техническое задание, как правило, согласовывается со всеми будущими потребителями проектируемой ИС.

 

  • ПИС. В рамках этого этапа определяются основные подсистемы, задачи, входящие в эти подсистемы, взаимосвязи этих задач, алгоритмы решения, техническое, математическое, информационное, программное, организационно-правовое обеспечение, а также технология обеспечения информационной безопасности. Формируются все основные документы, определяющие все последующие работы с ИС на всех последующих этапах жизненного цикла.
  • Разработка ИС. Осуществляется выбор инструментариев разработки (средства создания приложений, СУБД, предметно-ориентированные или методо- ориентированные пакеты программ). С использованием выбранных инструментариев создается программное обеспечение задач ИС.
  • Внедрение и опытная эксплуатация.
    Производится обучение персонала по использованию задач ИС, вводится корректива (устранение замечаний), производится тестирование, которое обеспечивает точность решения всех задач.
  • Промышленная эксплуатация. Обеспечивает окупаемость всех предшествующих затрат на создание ИС. Производится текущее сопровождение всех компонентов ИС. Окупаемость затрат обеспечивается за счет повышения производительности труда, снижения затрат на трудовые ресурсы, сокращения времени решения задач, обеспечения высокой точности данных по предприятию и качеству принимаемых управленческих решений. Использование сложных алгоритмов расчета анализа планирования, согласование действий всех исполнителей по времени и ресурсам, возможности имитационных исследований.
  • Модернизация. В процессе эксплуатации ИС ведется журнал регистрации основных недостатков используемого проекта ИС. После значительного периода эксплуатации еще в период эксплуатации начинается этап модернизации основных компонентов ИС. Эта модернизация производится по отдельным проектам, и обеспечивается непрерывное совершенствование элементов системы.
  • Утилизация, сравнительный анализ качественно новых ИС. Внедрение качественно новой ИС осуществляется параллельно с периодом эксплуатации действующей ИС. Этот этап требует значительных инвестиционных затрат.
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

(обязательно)